Презентация исламский фундаментализм

САМЫЙ БЛИЖНИЙ ВОСТОК В ИСАА при МГУ начинают готовить специалистов по странам постсоветского Востока. Сегодня в России таких специалистов нет. Мы беседуем с директором Института стран Азии и Африки при МГУ презентация исламский фундаментализм Михаилом МЕЙЕРОМ и профессором ИСАА Жибек СЫЗДЫКОВОЙ. Ожидания, к счастью, не презентация исламский фундаментализм. Но содержательно ли оно с точки зрения историка и востоковеда? Мейер: В принципе, понятие «мир после 11 сентября» все равно остается. Не потому, что могла бы разразиться третья мировая война. Но будут происходить существенные перемены. И возможно, презентация исламский фундаментализм происходить интенсивно. Я бы сказал, что кризис выявил прежде всего тенденцию соотношения между глобализмом и регионализмом. Все попытки свернуть на то, что это исламский фундаментализм восстал против всего мира, не совсем оправданы. Почти одновременно с событиями в Нью-Йорке в Европе шли выступления антиглобалистов. Мы все же не можем однозначно сказать, что усилилось противостояние между двумя цивилизациями. Наоборот: усилилось неприятие попыток превратить мир в некую единую систему — цивилизационную или экономическую. Совершенно очевидно оговорюсь: это моя точка зрениячто дальнейший ход истории будет представлять собой развитие нескольких цивилизаций, идущих параллельно. Была такая тенденция у американцев: конец востоковедению, эта наука порождена эпохой колониализма и должна умереть вместе с ней, востоковедение уже себя исчерпало. Но сегодня наша наука совсем не кажется мне умирающей. Если общество осознает глубокую, органическую специфику других этносов, государств, цивилизацийоно должно осознать важность знания этой специфики. И умения установить полноценный контакт. Современные политологи выстраивают свои прогнозы, исходя в основном из западной модели и опыта Запада. Те теоретические модели, которые они пытаются применить к Востоку, построены на западном прецеденте и терминологии. А все это по презентация исламский фундаментализм к Востоку, может быть, и не совсем адекватно. Мы презентация исламский фундаментализм создаем в ИСАА центр «Кавказ и Центральная Азия». Его специализация — новые государства постсоветского пространства. В 1990-е годы выяснилось: в России не подготовили, да и не готовили людей, профессионально знающих эти регионы. В презентация исламский фундаментализм время считалось так: армяне занимаются Арменией, азербайджанцы — Азербайджаном, а Москва и Ленинград в это дело не влезают. В результате, во-первых, специалисты остались «там», за новыми границами. Во-вторых, довольно часто специалисты республики знают свою страну, но презентация исламский фундаментализм контекст, даже ближайших исторических соседей. А у нас совершенно не осталось презентация исламский фундаментализм, которые могли бы на серьезном уровне анализировать и решать проблемы взаимоотношений с Центральной Азией и Кавказом как с Северным, так и с Закавказьем. Я говорил об этом недавно на заседании Русского интеллектуального клуба, возглавляемого писателем и политологом Презентация исламский фундаментализм Зиновьевым. Приводил примеры того, с какой подготовкой идут наши специалисты работать в МИД: буквально Арменией начинает заниматься человек, владеющий латышским языком. И пока он не выучится, наломает столько дров, что наши взаимоотношения с Арменией презентация исламский фундаментализм серьезно ухудшиться. Точно так же сейчас мы набираем большое количество специалистов презентация исламский фундаментализм МИД для работы в странах Центральной Азии. Там нет ни одного практически сотрудника, который имел бы опыт работы именно по этой тематике. Жибек Сыздыкова, руководитель центра «Кавказ и Центральная Азия»: — Это «взаимное незнание» складывалось давно. Я окончила казахскую школу, университет в Казахстане. Когда мы учили в седьмом классе историю СССР, в учебнике был всего один параграф отведен истории Средней Азии и Закавказья. Меня и тогда это удивляло: под данное обобщенное понятие подпадала половина республик Презентация исламский фундаментализм. Соответственно, там проживало изрядное количество советских семиклассников. Но всему региону отводились три страницы в учебнике. Когда прошли процессы распада СССР, они были обострены незнанием. Часто и проблема приятия-неприятия возникает из проблемы знания-незнания. Мы, готовясь к созданию этого центра, объездили весь Северный Кавказ, знакомились с работой Кабардино-Балкарского государственного университета, Дагестанского университета, Северо-Осетинского университета. И все изучают историю своих республик, не изучая историю соседей не говоря уже о республиках, которые стали государствами на постсоветском пространстве. Есть и обратная связь. Я окончила школу и университет в Казахстане, аспирантуру и докторантуру — в Москве. Я приезжаю туда и понимаю: и это моя родина, и то моя родина. Мы очень много теряем сейчас оттого, что там не изучается русский язык. Думаю, что и все среднеазиатские республики, Кавказ от этого проиграют. Проигрыш уже очевиден, через пять-десять лет он будет невосполним. Вероятно, необходимо создавать в этих столицах центры русской культуры, заключать договоры с университетами об изучении русского языка. В Таджикистане, когда переходили на таджикский язык — такой, каков он сейчас, — утратили целые пласты текстов. Потому что множество классических произведений было написано на фарси. За перевод их на таджикский язык в 1990-х никто не взялся — по презентация исламский фундаментализм совокупности причин. И вот они как бы ушли из презентация исламский фундаментализм поля. Весь корпус текстов, доступных сейчас на русском, невозможно перевести, например, на казахский. В том числе и потому, что никто не возьмется за это подвижничество в реальных условиях. В период вхождения Казахстана в Презентация исламский фундаментализм империю и несколько раньше считалось, что каждый презентация исламский фундаментализм человек должен знать около семи языков, языки сопредельных государств и народов. Но ведь эти традиции сегодня отнюдь не восстанавливаются. А презентация исламский фундаментализм язык был в регионе мостом в пространство иных культур. Сегодня мы видим, как легко его утратить в довольно короткие сроки. Но и Россия, воспринимая Кавказ и Центральную Азию как некое смутное единство, совершает ошибку: у народов этого региона разные этнические корни, различная ментальность обусловленная, в частности, кочевым или оседлым историческим прошлым. Различная степень его знания. В Казахстане, в частности, в ходе социологического исследования на вопрос, какие исламские праздники люди знают, большая часть реципиентов ответила: «Навруз». Однако этот древний праздник весеннего новогодья отнюдь не является исламским. У него древние зороастрийские корни. А в мусульманском религиозном календаре он не числится как, например, Масленица — в православном. Презентация исламский фундаментализм это тоже материал для аналитика. Нам нужно повернуться лицом друг к другу. Поэтому необходим такой центр в головном университете России. Мейер: Мы хотели бы начать презентация исламский фундаментализм готовить. Для МИДа, для правительства, для администрации президента. Ну кто этим занимается сегодня? Когда-то мы так же начинали с Африкой. Я кончал в то время университет, и мои приятели, которые занимались Латинской Америкой, Россией, пошли и стали африканистами. Но сколько им сил и энергии потребовалось для того, чтобы они там хоть что-то поняли! Мы говорим до сих пор, что африканистика у нас не развита на таком уровне, как востоковедение. Но это и связано с тем, что мы ее начали развивать где-то в начале 1960-х. Я боюсь, что мы сейчас на том же уровне в отношении сопредельных стран. Мы разрабатываем учебную магистерскую программу, чтобы набрать ребят, которые тоже практически не занимались странами СНГ, но знают язык — турецкий, узбекский, таджикский — и смогут получить специализацию по современной истории, современной экономике, современной культуре сопредельных стран Востока. А значит, смогут привнести профессиональный уровень анализа в наши отношения с этими странами. ИСАА считался и считается традиционно сильным в области социальных и экономических дисциплин. Импульс развитию московской школы востоковедения дал Никита Сергеевич Хрущев. Это ведь практически его идея — создать институт: он поехал на Восток и увидел, что есть широкие возможности сотрудничества, но нет специалистов по современности. Собственно, с «живым» зарубежным Востоком тогда все обстояло во многом так же, как сейчас обстоит с подготовкой экспертов по странам СНГ. Преподаватели ИСАА заняты посредничеством между культурами? И все-таки круг людей, которые сейчас занимаются в России этими проблемами, в основном составляют выпускники ИСАА. Илья Смирнов, руководитель Центра восточных культур в РГГУ, прекрасный поэт и переводчик китайской поэзии, — презентация исламский фундаментализм выпускник. Григорий Чхартишвили, не только Акунин, но презентация исламский фундаментализм переводчик прозы Юкио Мисимы, — наш выпускник. Мы создали всю современную японскую литературу на русском благодаря профессору Владимиру Сергеевичу Гривнину и презентация исламский фундаментализм ученикам. Только что состоялась презентация исламский фундаментализм книги о Ли Бо. Ее составитель и один из основных авторов, Сергей Торопцев, — также наш выпускник. Недавно вышла монография о традиционных китайских религиозных верованиях Константина Тертицкого. Она защищена как докторская диссертация в ИСАА. Наш молодой преподаватель Константин Панченко получил Макарьевскую премию, высшую российскую премию для историков церкви, возрожденную в конце 1990-х Московской Патриархией. Для нас это честь. Монография Панченко «Православные церкви на Арабском Востоке» охватывает материал почти двух тысячелетий — от времен первых монашеских обителей ведь они возникли в Египте, Сирии, Палестинедо нынешнего дня, когда среди православных Востока становится все меньше греков, все больше арабов. Православие там приобретает своеобразный восточный облик. Кстати, и этот процесс еще раз показывает, насколько современный мир сложнее, чем общепринятые представления о нем. К концу советского периода сложилось сотрудничество почти со всеми восточными странами. Мы могли отправлять ребят на языковую практику на деньги государства. Но презентация исламский фундаментализм, конечно, куда-то рассосалось, презентация исламский фундаментализм теперь об этом горевать. Теперь посильную помощь нам оказывают Японский фонд, Корейский фонд, посольство Китая в Москве, индийские общественные организации. Но стало куда труднее посылать ребят в страну. А чтобы подготовить хорошего специалиста, его нужно «продержать в стране» хоть три месяца, чтобы у него язык «развязался». А лучше — год. Сейчас общая ситуация, видимо, такова: у государства нет достаточных денег для того, чтобы растить полноценных специалистов. Отсюда и существенный упор на платное обучение. Но платное обучение имеет свою негативную сторону: с Ломоносовым — давайте остановимся. Чтобы искать Ломоносовых, взращивать их, тоже нужны немалые средства. Математикам легче: они воссоздали математическую школу при университете. Путин обещал это поддерживать, значит, математики выкарабкаются. А востоковедные лицеи не обещал поддерживать никто. Хотя есть несколько очень хороших школ в Москве и Подмосковье с востоковедным уклоном. В Балашихе есть прекрасная земская гимназия, где ребята учат китайский язык. Но уровень этих школ держится на энтузиазме и родительских деньгах. И если мы сейчас посмотрим, что предлагает правительство, — новую систему «деньги за студентом». Речь идет о сумме в 500 долларов. До Китая наш студент на эту сумму просто не доедет. Сама по себе идея неплохая, но, когда я вижу, сколько денег государство готово на это пустить, понимаю, что возможностей учить и учиться может презентация исламский фундаментализм даже меньше. Беседовала Елена ДЬЯКОВА 31.

«Братья-мусульмане» Описание слайда: Национально-освободительные, антиимпериалистические революции и особенности развития стран мусульманского мира Описание слайда: Нац. БЕГЛОВ ИВИ РАН Выступают: С.

добавлено 64 комментария(ев)