Гарантии осуществления полномочий президента российской федерации

Изначальная проблема заключается в том, что необходимость этого правового средства практически не увязывается с общегосударственными задачами обеспечения сильной и независимой власти и воспринимается как предоставление неоправданных преимуществ, улучшающих качество и условия жизни конкретных лиц. В то же время правовой иммунитет представляет собой законное правовое средство, с помощью которого государство обеспечивает повышенную правовую защиту отдельных субъектов в сфере юридической ответственности - сфере, где наиболее остро воспринимается какое-либо неравенство, даже если гарантии осуществления полномочий президента российской федерации и основано на законе. Поэтому, полагаем, споры вокруг иммунитетов должны быть перенесены из плоскости обсуждения допустимости их установления в законодательстве что не подвергается нами сомнению в плоскость обсуждения конкретных категорий лиц, которые должны быть наделены правовыми иммунитетами. Правовой иммунитет нередко рассматривается как отступление от принципа равенства граждан перед законом и судом, закрепленным в ст. Однако необходимо учитывать, что подобные исключения из общего правила о равенстве всех перед законом и судом в большинстве гарантии осуществления полномочий президента российской федерации либо предусмотрены самой Конституцией РФ - относительно неприкосновенности и ответственности Президента РФ, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей ст. Безусловно, пределы, устанавливаемые для правового иммунитета экс-президента, зависят от параметров иммунитета действующего Президента России. Такая преемственность позволяет вывести критерий обоснованности правового иммунитета Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий: пределы правового иммунитета должны быть таковы, чтобы, с одной стороны, обеспечить действующему Президенту гарантии повышенной правовой защиты после окончания срока президентства; с другой стороны, не превратить правовой иммунитет, являющийся изъятием из принципа гарантии осуществления полномочий президента российской федерации граждан перед законом и судом, в пожизненную правовую привилегию лица, гарантии осуществления полномочий президента российской федерации в течение определенного срока пост Президента. Можно сказать, что основанием для наделения экс-президента правовым иммунитетом служит распространение на действующего Президента России принципа неответственности - этот принцип только тогда служит гарантией защиты Президента, когда гарантирует экс-президенту невозможность привлечения его к ответственности за действия, связанные с исполнением президентских полномочий. Тем самым законодатель признает значимость роли Президента в государственных и межгосударственных отношениях, поскольку именно на Президенте Российской Федерации, "которому российский народ вручил мандат доверия, лежит гарантии осуществления полномочий президента российской федерации обязанность защищать интересы всего государства, гарантировать правовой порядок на территории всей гарантии осуществления полномочий президента российской федерации. В противном случае, в условиях демократического государства, стремящегося к периодическому легитимному воспроизводству и ротации власти путем выборов и посредством установления предельных сроков президентства, правовой иммунитет действующего Президента не будет являться гарантией его независимости в осуществлении принадлежащих ему полномочий, защитой от давления со стороны любых политических сил. Сказанное позволяет определить требования к правовому иммунитету Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий. Во-первых, пределы правового иммунитета экс-президента не могут превышать пределы правового иммунитета действующего Президента России. Во-вторых, принцип неответственности должен распространяться только на действия Президента России, связанные с исполнением им своих полномочий то есть на те действия, на гарантии осуществления полномочий президента российской федерации распространялся принцип неответственности в период президентства. В-третьих, срок предоставления правового иммунитета не может превышать срока исполнения должностных обязанностей иначе теряется смысл иммунитета. Режим неответственности и неприкосновенности бывшего главы государства за действия, совершенные им в период исполнения своих полномочий, существует в ряде современных государств, причем способы обеспечения повышенной правовой защиты бывшего лидера различны. Например, в Чили бывший президент становится членом верхней палаты, во Франции - членом Конституционного совета и, соответственно, наделяется правовым иммунитетом уже как член соответствующего органа. Российское государство имеет относительно небольшой опыт законодательной регламентации статуса экс-президента. Впервые статус бывшего главы государства был урегулирован Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 1999 г. N 1736 "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи"принятие которого, с одной стороны, было во многом связано с досрочной отставкой Ельцина, с другой стороны, заложило определенные правовые традиции, поскольку способность предоставить гарантии бывшим лидерам является критерием цивилизованности общества и государства. Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 12-ФЗ "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи" далее - Федеральный закон предусмотрел определенные условия привлечения бывшего Президента к уголовной ответственности, но во многом повторил положения названного Указа. Наряду с материальными, социальными гарантии осуществления полномочий президента российской федерации иными гарантиями Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. Прекративший исполнение своих полномочий Президент РФ не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности за деяния, совершенные им в период исполнения полномочий Президента РФ, а также задержан, арестован, подвергнут обыску, допросу либо личному досмотру, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, связанным с исполнением им полномочий Президента РФ. Неприкосновенность распространяется также на занимаемые бывшим Президентом РФ жилые и служебные помещения, используемые транспортные средства, средства связи, принадлежащие ему документы и багаж, переписку. Кутафин полагает, что своего гарантии осуществления полномочий президента российской федерации гарантией этих прав служит предоставление Президенту РФ, прекратившему исполнение своих полномочий, пожизненно государственной охраны в местах его постоянного или временного пребывания в полном объеме мер, предусмотренных Федеральным законом "О государственной охране", включая предоставление специальной связи и транспортного обслуживания ст. Неприкосновенность в конституционном праве Российской Федерации. Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, может быть лишен неприкосновенности в случае возбуждения уголовного дела по факту совершения им тяжкого преступления в период исполнения полномочий Президента Российской Федерации ч. В этом случае необходимо представление Генерального прокурора РФ, направляемое в Государственную Думу РФ. Принятое Государственной Думой РФ постановление о даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, с представлением Генерального прокурора направляется в трехдневный срок в Совет Федерации РФ, где рассматривается в трехмесячный срок. Решение Государственной Думы РФ либо решение Совета Федерации РФ об отказе в даче согласия на лишение неприкосновенности Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, является обстоятельством, исключающим производство по соответствующему уголовному делу и влекущим прекращение такого дела. Принятие Указа, а затем и Федерального закона вызвало острую критику и в научной литературе, и в средствах массовой информации. Лучин пишет: "Даже создав Конституцию по своему замыслу, первый Президент не смог стать ее гарантом, допуская многочисленные ее нарушения. Однако никакой ответственности, в том числе за трагические последствия таких нарушений, Президент не понес: надежно сработали "гарантирующие" нормы Конституции о его неприкосновенности, получившие развитие в президентском Указе "О гарантиях Президенту Российской Федерации, прекратившему исполнение своих полномочий, и членам его семьи", который предопределил принятие Федерального закона с таким же наименованием и аналогичным содержанием. Названные акты предусматривают беспрецедентные гарантии бывшему Президенту, вплоть до освобождения от уголовной ответственности за любые преступления". Не подвергая сомнению полезность и необходимость закона о защите бывших лидеров, его позитивную роль в совершенствовании вопросов правовой защиты Президента Российской Федерации и экс-президента, отметим, что сопоставление положений Закона с конституционными нормами и прогнозирование последствий практического применения его нормативных положений позволяет обратить внимание на следующие положения Закона, нуждающиеся, на наш взгляд, в дополнительной проработке. Во-первых, Закон содержит несогласованные формулировки. Полагаем, формулировка "деяния, совершенные в период исполнения полномочий" предполагает все деяния, совершенные Президентом, то есть те, которые совершены в связи с президентскими полномочиями, и те, которые совершены Президентом России в качестве частного лица, вне связи с президентскими полномочиями. В то же время Закон запрещает задержание, арест, обыск, допрос либо личный досмотр Президента Российской Федерации, если указанные действия осуществляются в ходе производства по делам, СВЯЗАННЫМ С ИСПОЛНЕНИЕМ ИМ ПОЛНОМОЧИЙ выделено мною. Считаем возможным согласиться с мнением Суменкова, по мнению которых данное обстоятельство нуждается в законодательном регламентировании, и обязательно "с учетом того, что бывший глава государства мог при гарантии осуществления полномочий президента российской федерации своих полномочий допустить неправомерные поступки именно как частное лицо". Во-вторых, Закон, предусматривая гарантии для бывшего лидера, не избежал недостатков конституционной нормы об отрешении Президента Российской Федерации от должности. Речь идет о возможности привлечения Президента Российской Федерации к ответственности лишь за совершение тяжких преступлений, в то время как ст. Явный пробел законодательства - неответственность Президента Российской Федерации не только за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, но и за особо тяжкие преступления, общественная опасность которых выше, а размер и вид наказания строже, чем за тяжкие преступления. Как справедливо отмечается в литературе, формулировка, использованная законодателем в Федеральном законе, означает фактически, что Президент РФ, прекративший исполнение своих полномочий, освобождается от ответственности не только за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, но и за особо тяжкие преступления, что противоречит законам логики. В-третьих, Закон умалчивает о возможности распространения гарантии осуществления полномочий президента российской федерации неприкосновенности на те деяния, которые бывший глава государства может совершить после окончания срока его президентских полномочий. Вместе с тем из признания правового иммунитета не личной привилегией гражданина, а средством защиты публичных интересов следует, что иммунитет должен устанавливаться на конкретный срок, равный сроку исполнения должностных обязанностей. За пределами исполнения таких обязанностей теряется юридический смысл иммунитета. Например, иммунитет Президента Российской Федерации устанавливается на срок пребывания его на посту главы государства, который согласно ч. С точки зрения срока предоставления, при первом приближении, исключением представляется иммунитет Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, который предоставляется пожизненно. Следует, однако, иметь гарантии осуществления полномочий президента российской федерации виду, что поскольку называемый иммунитет экс-президента является логическим следствием правового иммунитета, предоставляемого действующему гарантии осуществления полномочий президента российской федерации государства, постольку он должен распространяться лишь на те действия, которые Президент совершил в период исполнения своих полномочий. Полагаем, такой подход к обоснованию необходимости наделения бывшего Президента иммунитетом позволит говорить, что действие этого вида правового иммунитета также ограничено определенным сроком, равным сроку нахождения на посту главы государства. Следует согласиться с мнением Суменкова, отмечающих, что "иммунитет устанавливается лишь на срок выполнения президентом своих полномочий а не пожизненнокак, собственно, иммунитет и для всех иных должностных лиц. За пределами исполнения сверхсложных президентских обязанностей теряется юридический смысл иммунитета". С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что нормы, предусматривающие правовой иммунитет бывшего Президента Российской Федерации, будут более эффективны и обоснованны, если предпринять ряд следующих мер. Во-первых, устранить противоречие в редакции ст. Во-вторых, изменить редакцию ч. В-третьих, изменить редакцию ч. В-четвертых, закрепить в Законе условие, согласно которому принципы неприкосновенности и неответственности не распространяются на действия экс-президента, совершенные им после окончания срока президентских полномочий, что позволит не допустить превращения правового иммунитета в пожизненную привилегию. В целом можно сделать вывод, что наделение Президента Российской Федерации и Президента Российской Федерации, прекратившего исполнение своих полномочий, правовым иммунитетом обусловлено значением должности Президента в жизни российского государства. Правовое положение Президента Российской Федерации как главы государства многоаспектно и "отличается своеобразием, выразившимся в его собирательном, комбинированном характере". Сосредоточение основных властных рычагов у Президента Российской Федерации неоднозначно оценивается учеными и практиками - специалистами в области конституционного права и государственного строительства. Белкин, - по Конституции 1993 г. Но властных полномочий у гаранта больше, чем даже у российского императора. Подсчитано, что в руках Президента Российской Федерации сосредоточено примерно 80% властных полномочий на федеральном уровне. Остальные 20% неравномерно делятся между традиционными ветвями власти. При данном соотношении нельзя всерьез говорить об эффективном функционировании системы сдержек и противовесов". Лучин пишет: "С началом эпохи Путина президентская власть стала еще сильнее. К тому, что было у Ельцина, добавились федеральные округа, Госсовет, право роспуска региональных представительных органов, послушный парламент, еще большая подчиненность Президенту органов исполнительной власти. Происходит перераспределение властных полномочий, формально не нарушающее основы конституционного строя, но фактически изменяющее конституционное устройство государства". Политолог Лилия Шевцова считает, что в определяющей роли лидерства заложены гарантии осуществления полномочий президента российской федерации потенциал реформаторского движения, так и угроза этому движению. Президент - арбитр или диспетчер? Справедливым представляется мнение Медведева: "В условиях нашей страны, в которой демократические традиции, гражданское общество и система зрелых политических партий еще не сложились, именно президент может и должен стать гарантом стабильности, демократии и порядка. Поэтому предоставление президенту необходимых для этого полномочий и рычагов власти - это не каприз Ельцина или просчет составителей Конституции, а необходимость". Владимир Путин - действующий президент. Сказанное свидетельствует, с одной стороны, о необходимости установления процедур ответственности Президента, в том числе конституционно-правовой ответственности. Основания, механизмы, последствия привлечения главы государства к ответственности являются важнейшими составляющими принципа разделения властей, республиканской формы правления. С другой стороны, избрание Президента Российской Федерации непосредственно народом, характеристика его как обладателя "общенародного мандата" требуют предоставления главе государства конституционных гарантий, предполагающих ограниченные основания ответственности и усложненные процедуры привлечения к ответственности, действующие и по истечении срока исполнения им своих полномочий. Конституционное и муниципальное право, 2005, N 5 ТЕМА ДНЯ Сборы страховой премии по ОСАГО в 2015 году выросли на 46%, до 220,2 млрд руб. Сумма выплат по страховым случаям возросла на 37% и составила 121,9 млрд руб.

Но Президент РФ, получая свой мандат на прямых всеобщих выборах, представляет совокупные, т. Выделены и проанализированы черты, присущие конституционно-правовым нормам на современном этапе.

добавлено 49 комментария(ев)